Онлайн-журнал «Юганского» Заповедника

17 Апреля 2014:

Итоги викторины «Заповедные водоемы и их обитатели»

   Итоги викторины «Заповедные водоемы и их обитатели»

   Итоги викторины «Заповедные водоемы и их обитатели»

Заповедник «Юганский» благодарит всех участников интернет-викторины «Заповедные водоемы и их обитатели», которая проводилась в рамках акции «Марш парков-2014» среди школьников г. Нефтеюганска.

В конкурсе приняли участие 53 учащихся 5-9 классов из 7 средних общеобразовательных учреждений г. Нефтеюганска. Самыми активными стали ученики средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 10 (22 человека) и ученики средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов № 13 (14 человек).

Интернет-конкурс включал 14 вопросов викторины по заданной теме. Ответы на вопросы участники присылали на электронный адрес почты заповедника "Юганский". Приятно, что большинство ребят, чтобы найти правильные ответы, и изучали литературные источники, и искали ответы в Интернете.

Присланные работы были разными: кто-то ограничился очень краткими ответами, кто-то давал развернутые, а кто-то подошёл творчески, красочно оформив иллюстрациями, или в виде мультимедийной презентации.

Самым сложным оказался вопрос: «Белая метелица бывает и летом. Что это за явление и как оно связано с водоемами?», на который правильно ответили только четыре человека. Видимо, чтобы найти правильный ответ, не стоило ограничиваться только поиском в Интернете, но и изучить научно-популярную литературу.

Недостаточно полно ответили ребята и на вопрос о методах изучения водоема.

Были работы и с одинаковыми ответами, очевидно найденных на одних и тех же Интернет-сайтах, что просматривалось буквально скопированным текстом.

Правильные ответы на вопросы викторины размещены ниже.

Итак, по итогам викторины:

третье место поделили двое участников, приславшие правильные ответы на 11 из 14 вопросов:

1. Ронин Ян, учащийся 7 Р класса, «СОШ № 10»

2. Фаттаев Сайяд, учащийся 8 А класса, «СОШ № 3»,

второе место заняла Потапова Александра, учащаяся 6 класса МБОУ «СОШ № 3»,

и первое место присуждено Корякину Евгению, учащемуся 6 В класса МБОУ «Лицей № 1».

Призерам вручается "Диплом победителя" и фирменные подарки Юганского заповедника.

Дипломы специальной номинации - «За творческий подход» (за красочное оформление ответов) и призы Юганского заповедника получают: Стариков Максим и Антонова Дарья, учащиеся 7 А класса «СОШ № 10», а также Харлов Андрей, учащийся 7 Б класса «СОШ № 10».

Все участники, приславшие ответы на вопросы викторины, получают "Диплом участника", а педагоги - «Благодарность учителю» - за содействие в проведении викторины.

Сообщаем, что все дипломы и памятные подарки по итогам викторины «Заповедные водоемы и их обитатели» будут доставлены в апреле 2014 г. в Департамент образования города Нефтеюганска, откуда затем поступят в школы и будут вручены участникам.

От всей души благодарим всех участников интернет-викторины за проделанную работу и желаем дальнейших успехов!

2.gif

Правильные ответы на вопросы викторины "Заповедные водоемы и их обитатели"

1.      Назовите пять основных различий водной и наземной сред обитания.

Живые организмы освоили четыре основные среды жизни, сильно различающиеся по специфике условий: водную, наземно-воздушную, почву и сам живой организм. Первой средой жизни организмов является вода. Она имеет ряд свойств, главнейшими из которых являются следующие:

1)       Большая плотность. Для дистиллированной воды она равна 1 г/см3 при +40 С , для пересолённых вод – до 1,35 г/см3. Благодаря высокой плотности воды, она служит опорой для гидробионтов и создает возможность постоянной жизни для планктонных организмов. При движении водных организмов вода оказывает большое сопротивление, а также создает сильное давление столба воды на организмы, обитающие на больших глубинах.

2)       Сравнительно низкое содержание кислорода. В равных объемах в воде содержится в 21 раз меньше кислорода, чем в воздухе. Обогащение воды кислородом происходит за счет диффузии кислорода из воздуха и также фотосинтетической деятельности водорослей и цианобактерий. С повышением температуры и солености растворимость кислорода в воде снижается. Скорость диффузии кислорода в воде более чем в 300 раз меньшее, чем в воздухе. Поэтому в стоячей воде около малоподвижных организмов создается дефицит кислорода и нередки заморы. В связи с этим кислород в водной среде, и прежде всего в пресных водоемах, является лимитирующим фактором.

3)       Высокая растворяющая способность. Она формирует воды с разной концентрацией солей – соленостью. Различают пресные, солоноватые, морские и пересоленные воды. Особенности солевого состава и концентрации солей влияют на механизмы осморегуляции гидробионтов.

4)       Температурный режим водоемов более устойчив, чем на суше. Это связано с термодинамическими свойствами воды: высокими удельной теплоемкостью и теплопроводностью, благодаря которым колебания температуры не столь велики, как на суше. Поэтому подавляющему большинству гидробионтов свойственна стенотермность. Эвритермные виды встречаются в мелких континентальных водоемах и в литорали морей умеренных и высоких широт.

5)       Светом водная среда обеспечена хуже, чем воздушная. Причина этого заключается в высокой светопоглощающей способности воды и низкой прозрачности природных вод (максимум до 66,5 м в Саргассовом море). Фотосинтез осуществляется лишь в поверхностных слоях водоемов, глубинные воды полностью лишены света.

Наземно-воздушная среда была освоена в ходе эволюции значительно позднее, чем водная. Жизнь на суше требовала специальных приспособлений, так как наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Характерными ее чертами являются:

1)       Низкая плотность воздуха. Она определяет малую подъемную силу, поэтому обитатели этой среды обладают собственной опорной системой, поддерживающей тело (у растений – разнообразные механические ткани, у животных – твердый, реже гидростатический скелет). Все наземные обитатели связаны с поверхностью земли, которая служит им опорой. Постоянная жизнь во взвешенном состоянии невозможна. Малая подъемная сила и отсутствие выталкивающей (архимедовой) силы определяют меньшую предельную массу и размеры наземных организмов по сравнению с водными. Низкая плотность воздуха, а, следовательно, низкое сопротивление движению, обеспечили высокую скорость передвижения наземных животных (бег, полет и др.). Благодаря низкой плотности организмы существуют в условиях низкого давления. Последнее в условиях высокогорья ограничивает распространение видов по мере увеличения высоты над уровнем моря.

2)       Газовый режим воздуха в приземном слое атмосферы, благодаря высокой диффузионной способности газов и постоянному их перемешиванию конвекционными и ветровыми потоками, довольно однороден. Высокое содержание кислорода в атмосферном воздухе способствует интенсификации метаболизма у наземных организмов по сравнению с первичноводными. Именно в наземной среде на основе высокой эффективности окислительных процессов возникла гомойотермия животных. Кислород из-за постоянного высокого содержания в воздухе не является лимитирующим фактором в наземной среде, в отличие от водной. Поступление газообразных веществ антропогенного происхождения может существенно ухудшить качество воздушной среды для растений, животных и человека.

3)       Дефицит влаги – одна из наиболее существенных особенностей наземно-воздушной среды жизни. Вся эволюция наземных организмов сопровождалась формированием приспособлений к добыванию и сохранению влаги.

4)       Большой размах температурных колебаний. Сезонный диапазон различий температур в Заполярье около 100 °С (от –64 до +35 °С), а суточный – в пустынях Средней Азии составляет 25–38 °С. Поэтому наземные организмы чаще всего эвритермные, что отличает их от водных.

5)       Интенсивность и количество света в наземной среде достаточны и практически не лимитируют жизнь зеленых растений суши. У животных световой режим сформировал один из основных способов ориентации – зрение.

Таким образом, разнообразие условий наземно-воздушной среды способствовало интенсивному процессу видообразования.

2.      Личинки этих малоподвижных существ являются временными паразитами рыб, что позволяет им широко расселятся по водоемам. Назовите кто это, опишите их жизненный цикл.

Беззубка, пресноводный двустворчатый моллюск отряда пластинчатожаберных. Постоянный обитатель стоячих или медленно текучих вод – прудов, озёр и рек. Тонкостенная раковина беззубки в длину достигает 20 см, изнутри покрыта слоем перламутра. Створки раковины лишены зубов, образующих замок (отсюда название моллюска); они удерживаются вместе двумя мышцами-замыкателями. Беззубка перемещается по дну со скоростью 20–30 см/ч. Питаются, отфильтровывая из воды частицы органических веществ. Беззубки раздельнополы, но самцы внешне не отличаются от самок. Оплодотворённые яйца самки вынашивают в мантийной полости, на жабрах в течение осени и зимы. Весной из яиц выходят личинки (глохидии), через верхний сифон в воду. Когда мимо моллюска проплывает какая-то рыба, он с силой закрывает створки раковины, выталкивая личинок в воду, здесь они прикрепляются с помощью клейких нитей или зубчиков на раковинке к жабрам и покровам рыб. На теле рыбы образуется опухоль, внутри которой продолжает развиваться моллюск ведя паразитический образ жизни, до превращения во взрослую стадию. Через некоторое время (один-два месяца) созревший моллюск разрывает кожу рыбы и падает на дно. Благодаря такому способу развития беззубки могут расселяться очень широко

3.      Как водные животные обеспечивают себя кислородом?  Опишите все известные вам способы.

1.      Водное дыхание при помощи жабер: рыбы, головастики лягушек, тритоны, жаберные моллюски, водяной ослик.

2.      Дыхание при помощи обмена газов всею поверхностью тела: пиявки, тритоны, круглые черви, коретра и др.

2)      Трахейно-жаберное дыхание: личинки стрекоз, поденок, ручейников, вислокрылок и пр.

3)      Дыхание воздушное: легочные моллюски (прудовик, катушка, и др.), водные клопы, жуки и их личинки, водяной паук, личинки комаров и мух, лягушка, тритон.

Одни животные для взятия атмосферного воздуха поднимаются на поверхность воды, другие выставляют их воды дыхательные трубки (водяной паук, водные жуки, водные клопы).

4.      «Живой волос» – присутствие этих существ в водоеме считается признаком чистой воды. Что это за животное и какую опасность оно может представлять для здоровья человека?

Волосатик - очень тонкий буроватый круглый червь длиной 0,4—1 м. Он обитает в заводях рек, прудах, канавах. Иногда он, извиваясь, медленно плавает на мелких местах или, обвившись на каком-нибудь подводном растении, «отдыхает». Нередко о нем рассказывают разные вымыслы. Будто волосатик — это конский волос, каким-то чудесным образом оживший в воде, или якобы волосатик может быстро впиваться в тело человека, откуда его трудно извлечь. Конечно, подобные рассказы — чистый вымысел. Для человека он совершенно безобиден и никакого вреда причинить не может. Самка волосатика откладывает, подобно аскариде, великое множество яиц, из которых через некоторое время выходят микроскопические личинки. Они лежат на дне до тех пор, пока их не проглотят личинки стрекоз, поденок, веснянок, жуков, комаров-дергунов или других насекомых. Они внедряются чаще всего в мышцы личинок, которые являются их промежуточными хозяевами. В их теле личинки волосатиков инцистируются. Цисты очень устойчивы и могут прожить более года. В заражённой личинке они остаются, пока та не оказывается проглочена вторым, окончательным хозяином. В полости тела второго хозяина они выходят из цист и развиваются до половозрелого состояния (4–20 недель), затем выбираются наружу, пробуравливая покровы хозяина, после чего тот обычно погибает. Выход из хозяина приурочен к моменту, когда насекомое оказывается рядом с водоёмом. Паразитируют чаще всего в наземных насекомых - прямокрылых, жужелицах, мертвоедах. Полный цикл развития занимает около 18 месяцев. В полости тела насекомых волосатики питаются не через кишечник, а через кожные покровы. В теле хозяина личинки волосатика вырастают в длинных червей.

Волосатики встречаются как ложнопаразиты у рыб, улиток, мелких ракообразных, даже у человека и домашних животных.

Присутствие волосатиков в водоёме может считаться признаком чистой, не загрязнённой воды.

5.      Какую роль играют водные и околоводные растения в жизни водоемов?

Водные растения широко распространены в разных водоемах. Жизнь водоемов во многом связанна с характером водных и околоводных растений. От их зависит газовый и солевой состав воды, обилие различных беспозвоночных. Последние как кормовой компонент обуславливают заселение озер рыбой, водоплавающими и околоводными птицами, что в свою. очередь привлекает сюда хищников. Растения – первоисточник различных биологических ресурсов водоемов. Все богатство озер определяются системой: солнечная энергия – водные растения – животные потребители водных растений. Таким образом, аккумулятором и преобразователем солнечной энергии в водоемах являются в первую очередь и главным образом водные растения. Для одних животных растения служат надежной защитой, для других – основным кормом, для третьих – и тем и другим.

Велика роль прибрежно-водных растений в очистке водоемов от органических и минеральных загрязнителей. В разрушении загрязняющих веществ большую роль играют не только сами растения, но и микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы), обитающие на их поверхности.

Укореняющиеся водные растения в водоемах содействуют укреплению грунта, противодействуют прибою, защищая берег от размывания и разрушения.

Чрезмерное развитие прибрежно-водной растительности приводит к зарастанию водоема и его деградации.

6.      Белая метелица бывает и летом. Что это за явление и как оно связано с водоемами?

Самым замечательным и впечатляющим явлением в сезонном цикле насекомых – массовый вылет поденок. Поденки - древний отряд крылатых, включающий около 1500 видов, распространенных по всему земному шару. Характерными признаками подёнок являются три (реже две) тонкие длинные хвостовые нити на конце брюшка. Имеется две пары крыльев с богатым жилкованием, причем задняя пара обычно короче передней, или вовсе редуцирована.

Личинка поденок развивается в воде, 2-3 года, многократно (до 23 раз) линяет. Они поднимаются к поверхности воды лишь тогда, когда приходит срок предпоследней линьки, после которой из личинки появляется первая крылатая стадия- субимаго. Через некоторое время она тоже линяет и из нее выходит бабочка поденка (имаго) – половозрелая особь. Обычно это происходит в самом конце августа. В течении – двух дней они летят, как снег над вечерней рекой. Полет подёнок состоит из однообразно повторяющихся сочетаний движений. Быстро махая крыльями, они взмывают вверх, а затем замирают и благодаря большой поверхности крыльев и длинным хвостовым нитям, планируя, спускаются вниз. Такой «танец» совершают подёнки в период размножения. Взрослые особи поденок живут от нескольких часов до нескольких дней и не питаются.

7.      Какие вы знаете основные типы движений у водных животных?

1)      Плавание при помощи различного типа плавников, находящихся на заднем конце тела: рыбы, тритоны, личинки стрекоз, личинки поденок, личинки водных жуков, личинки комаров и пр.

2)      Плавание при помощи плавательных конечностей разнообразного строения, расширенных в виде лопастей или покрытых волосками: водные жуки, гладыш, гребляк и пр.; или стянутых плавательной перепонкой: лягушка.

3)      Плавание при помощи волнообразных или змееобразных движений всего тела: вьюн, пиявки, личинки комаров, нематоды и пр.

4)      Плавание при помощи отдачи, или водяного выстрела: личинки стрекоз.

5)      Плавание по твердому субстрату при помощи конечностей с разнообразно устроенными крючками, зацепками и т.п.: личинки насекомых, водяной паук, водные клещи и другие

6)      Ползанье при помощи волнообразных сокращений мускулатуры тела: брюхоногие моллюски.

7)      Ползанье при помощи ресничек: планарии.

8)      Передвижение при помощи пневматических органов: пиявки.

9)      Скольжение по поверхности воды: водомерки, вертячки.

Передвижение, при котором организмы пользуются поверхностным натяжением жидкости: водомерки, вертячки, легочные моллюски, личинка мухи львинки и др.

8.      Зимующие почки этого водного растения приклеиваются к лапкам птиц, меху водных млекопитающих, таким образом, животные переселяют его из водоема в водоем. Как называется это растение?  Предложите объяснение его названию.

Это водокрас. В другие водоёмы водокрас распространяется благодаря животным. Зимняя почка окружена липкой слизью, которая служит не только защитой спящего растения, но и клеем, который прикрепляет почку к лапкам водоплавающих птиц и к меху водных млекопитающих.

Водокрас служит убежищем для многих мелких обитателей водоёма, очищает воду в пруду и не даёт ей перегреваться.

Водокрас не случайно получил свое название. Во время цветения он действительно украшает водоем. Небольшие изящные цветки с тремя белыми лепестками, ярко-желтыми пестиками и тычинками прекрасно гармонируют с темной поверхностью стоячих вод. Особенно ценится это растение за то, что хорошо очищает воду и препятствует развитию водорослей.

9.      Многочисленные в нашем крае представители насекомых, личинки которых живут в проточной воде, на течении, цепляясь за субстрат, в качестве страховки используют паутинную нить. Назовите их, опишите жизненный цикл.

Мошки – мелкие насекомые (2-4 мм. длины) темного цвета, сходные с мухами. Тело их короткое, хоботок колюще-режущего типа, усики длинные. Виды мошек многочисленны, и их делят на кровососущих и некровососущих.

Жизненный цикл. Откладка яиц кровососущими видами происходит после насыщения кровью. Мошки откладывают яйца непосредственно прямо в воду, на донные предметы или на водные растения. При наличии тепла из яиц развеваются личинки, которые питаются листьями растений и различными растительными остатками на дне. После многократной линьки личинки превращаются в куколок, а затем в имаго. Спариваются мошки в полете при поиске животного для питания. В течении года может развиться 1-5 поколений, а поэтому в оптимальных условиях к концу лета появляется колоссальное количество мошек.

Личинка прикрепляется своим основанием к субстрату, все время изгибает тело в разные стороны. Потревоженная личинка пускается ползать наподобие гусениц-пяденицы или пиявки-клепсины своеобразными шагающими движениями. Личинка изгибает свое тело дугою, зацепляется передними крючками (крючочки располагаются на переднем сосочке) за поверхность, по которой движется, и, освобождая задний конец, подтягивает его к переднему; затем задний конец опять прикрепляется, а головой выносится вперед и т.д. Такой способ передвижения возможен только в быстром токе воды. Тончайшую паутинную сеть личинка выпрыскивает при помощи паутинных желез, открывающихся у нее на нижней губе. Этой пряжей личинка выстилает себе дорогу и за нее-то и цепляется своими крючочками при передвижении.

10.  Как определить здоров ли водоем? Назовите признаки здорового водоема, опишите известные вам методы.

У здорового водоема вода чистая, не мутная, летом не цветущая. Если речки, пруды, озера  начинают болеть, - постепенно угасает жизнь в воде, происходит смена одних водных организмов другими, менее прихотливыми к условиям среды обитания, а потом и вовсе исчезают.

Существуют различные методы по изучению водоема. Эти методы — разные по сложности. Некоторые требуют использования химических реагентов, специальной посуды, простых приборов.

Гидрологический режим. Это характерные физико-географические особенности изменения состояния реки во времени. Высота поверхности воды в сантиметрах, которую отсчитывают от некоторой принятой постоянной отметки, называется уровнем воды. Хозяйственная деятельность человека на водосборе реки и ее берегах оказывает влияние на гидрологический режим. Осушение болот, отбор воды для бытовых и промышленных нужд, сбросы сточных вод и т.п. приводят к изменению водности реки. Особенное внимание нужно обратить на случаи, когда идет забор воды на хозяйственные нужды с водосбора одной реки, а используется вода или возвращается в природу — в водосборе другой. Это сильно влияет на природное распределение воды и может приводить к осушению одних территорий и заболачиванию других.Изучение колебаний уровня воды на реках и озерах имеет большое научное и практическое значение.

Органолептические свойства воды. Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей, то есть таких, для определения которых мы пользуемся нашими органами чувств: зрением, обонянием, вкусом. К органолептическим относятся такие характеристики, как цветность, прозрачность, запах, вкус и привкус, пенистость, количество взвешенных веществ.

Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о качестве воды и состоянии водного объекта, может быть произведена быстро и без использования приборов.

Гидрохимические показатели качества воды. Особенность гидрохимических показателей состоит в том, что они связаны с наличием в воде химических веществ, обычно растворенных. Они, как правило, не могут быть определены с помощью органов чувств. Нужны методы, позволяющие выявить наличие тех или иных химических веществ в воде и определить их содержание (концентрацию). Эти вещества имеют как естественные, так и антропогенные источники поступления в водный объект.Гидрохимические показатели дают более точную, количественную информацию о качестве воды в водном объекте, чем органолептические, однако требуют оборудования, которое часто бывает очень сложным. Биологическая оценка состояния пресного водоема. Этот способ наблюдений основан на том, что живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды, поэтому по разнообразию живущих в водоеме организмов можно судить о его состоянии, степени загрязненности.Количественные методы исследования природных сообществ водных организмов,служащие для определения численности (плотности) особей отдельных видов и их биомассы. Для этой цели применяют многие специальные гидробиологические приборы: планктонные сети, планктоноуловители, планктоночерпатели, дночерпатели различных конструкций и др.

11.  Это животное носит в народное название «водяной мох», используется в медицине. Кто это?

Бодяга— это пресноводная губка. Народное название — Девичьи румяна, водяной мох, надошник. Молодые губки имеют форму сильно утолщенного конуса, постепенно вырастающего в пластинку и покрывающего сплош­ным слоем тот предмет, на котором они поселяются (камни, сваи, коряги и пр.). По мере роста на плоской пластинке губки образуются длинные выросты в виде ветвей. Вся поверхность тела губки усеяна мелкими и крупными порами. Скелет состоит из одноосных кремневых игл, склеенных органическим веществом споншолином. Цвет жел­тый, зеленый или серый. В качестве лекарственно-технического сырья используются высушенные колонии губок. Химический состав—фосфор­нокислые и углекислые соли, известь и ряд органических ве­ществ. В народной медицине бодяга применяется в сухом виде или в виде спиртового настоя для втирания при ревматических болях и ломоте. Известно также применение в мазях, вызывают сильное раздражение кожи. Применяют порошок бодяги для рассасывания синяков и при неспецифических хронических артритах.

12.  Что такое замор? Назовите основные причины замора водоемов. Каким рыбам заморы не страшны и почему?

Заморы – одно из самых страшных явлений природы, при которых происходит гибель рыбы от недостатка кислорода в воде (кислородного голодания). Они могут возникать и в зимний и летний периоды. Летом кислород поступает в воду из атмосферы и выделяется водными растениями. Он непрерывно расходуется на окисление (гниение) ила и отмирающих водных животных, и растений, а также на дыхание водных организмов. При сильном зарастании водоема или развитии микроскопических водорослей («цветении воды») потребление кислорода летом может оказаться значительно больше поступления, в особенности ночью, когда растения кислорода не выделяют. В этих случаях замор может наступить и летом. Но летний замор встречается реже. Главную опасность представляет замор зимой (с января по апрель). При понижении температуры воды осенью уменьшается количество растворенного кислорода. Однако, при этом растворимость кислорода в воде возрастает благодаря активному смешиванию воды и воздуха из-за интенсивного волнения ветром водной глади. С последующим понижением температуры начинается отмирание водных растений и водорослей, снижается интенсивность фотосинтеза, и содержание растворенного кислорода в воде начинает зависеть от механического воздействия воздуха на воду. После следует критический период в жизни ихтиоценоза водоема — установление плотного ледяного покрова, который практически полностью перекрывает доступ кислорода из воздуха для растворения в верхнем слое воды.

В зимний период интенсивность физиологического обмена веществ у рыб снижается, и соответственно, их потребность в кислороде понижается в несколько раз. Но, кроме них, в водоеме зимует масса других животных: планктонные и бентосные беспозвоночные животные, водные черви, пиявки, насекомые и земноводные. К тому же водоем за теплый период накапливает огромное количество органики. Эта органика и забирает на разложение большую долю растворенного в воде кислорода. При этом выделяется углекислый газ, который при высоких концентрациях токсичен для рыб, а при неполном разложении — и сероводород, вызывающий асфиксию рыб.

К недостатку кислорода наиболее чувствительными являются плотва, окунь, щука, лещ, верховка. Лососевые и осетровые, обычно на воле в таких водоемах просто не обитают. Но, если же они были запущены в такой водоем искусственно, то в первую очередь гибнут именно они. Выживает лишь карась — это самая распространенная и одна из самых неприхотливых рыб, живущая в пресных водоемах. Как правило, излюбленным местом проживания карася является в крупных озерах и реках с проточной чистой водой, но может этот вид рыбы жить и в небольших заболоченных водоемах. Карась способен выживать даже в водоемах, в которых уровень кислорода настолько низок, что там не могут жить другие виды рыб.Неприхотлив карась и к перепадам температур — при превращении воды в озерах в лед, карась буквально вмерзает в этот самый лед, и живет там до оттепели. Также, если водоем летом высыхает, то карась может просто зарыться в ил и пережить засуху.

13.  Это растение не любит яркого солнечного света и всю жизнь проводит на глубине или в тени растущих на берегу деревьев, опыляется под водой. Назовите это растение.

Роголистник всю жизнь проводит в воде, даже опыляется под водой. Созревая, тычинки отделяются от цветка и всплывают на поверхность. Здесь-то пыльца и высыпается из пыльников. Будучи тяжелее воды, она опускается и попадает на рыльца пестиков. Водное опыление — редкое явление в мире растений. Но проходит оно достаточно успешно, ведь не случайно роголистник очень широко распространен в наших водоемах. Иногда он даже вытесняет всех своих соседей. Бывает трудно плыть на лодке по реке, заросшей роголистником. Яркого солнечного света это удивительнее растение не любит. Старается “уйти” в глубину или в тень растущих на берегу деревьев. Роголистники обитают в водоемах со стоячей или медленно текущей водой.

14.  В заповеднике "Юганский" недавно появился новый обитатель водоемов. Кто это?

2012 года специалистами заповедника "Юганский" были проведены зимние маршрутные учеты зверей. В ходе ЗМУ, впервые с момента основания заповедника, на его территории отмечен бобр. Аборигенный западно-сибирский бобр, в результате перепромысла исчез с этой территории давно. Сейчас бобр появился вновь, но это уже не западно-сибирский бобр. На реке Демьянке, имеющей общий водораздел с Большим Юганом, неоднократно (в конце 20 века) выпускались бобры, завезенные из Европы. Видимо они и добрались до заповедника и теперь займут пустующую нишу.

Возврат к списку