Деятельность по охране

Площадь государственного природного заповедника "Юганский" составляет 648 636 га. Вокруг заповедника выделена охранная зона шириной 2 км и площадью 93 893 га. Территория заповедника разделена на три участковых лесничества: Нёгусъяхское, Мало-Юганское и Тайлаковское.

Территория Юганского заповедника находится в удалении от крупных населенных пунктов, в малонаселенной местности. Большая ее часть является труднодоступной для наземного передвижения, что помогает значительно уменьшить фактор беспокойства для диких животных.

Начальник отдела охраны Кривоногов С.В.

К важнейшим задачам, выполняемыми работниками отдела охраны являются:

· борьба с браконьерством и иными нарушениями установленного режима особой охраны на территории заповедника;

· систематическое патрулирование в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений режима особой охраны, возгораний и лесных пожаров;

· участие в тушении лесных и иных растительных пожаров;

· выявление несанкционированных посещений территории заповедника посторонними лицами;

· поддержание в рабочем состоянии кордонов, переходных изб.

Кроме того, сотрудники отдела - государственные инспекторы - занимаются сбором первичной информации о состоянии природных компонентов и ведением фенологических наблюдений.

В целях предотвращения различных нарушений ведется разъяснительно-информационная работа с коренными жителями, проживающими вблизи границ с заповедником.

Старший государственный инспектор В.Вагатов

Обеспечение режима особо охраняемой природной территории ведется сотрудниками отдела охраны. Всего в штате отдела 10 человек. Часть из них постоянно проживает в полевых условиях на кордонах, сеть которых равномерно покрывает большую часть заповедника. А наиболее удаленные и труднодоступные районы охраняются инспекторами оперативной группы (4 чел.), которая регулярно отправляется в длительные многокилометровые рейды. В зимний период они преодолевают на снегоходах от 40 км и более снежной целины, так как никаких коммуникаций на заповедной территории нет. Летом передвижение осуществляется на моторных лодках по рекам, большая часть которых судоходна лишь до середины лета. Длина маршрутов также исчисляется сотнями километров.

В распоряжении государственных инспекторов отдела охраны заповедника имеются снегоходы и моторные лодки. Для связи используются переносные рации и спутниковые телефоны.


Режим охраны заповедника

Щит у охранной зоны.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному Положением о заповеднике "Юганский", в том числе:

1) промысловая, любительская и спортивная охота;

2) промышленное рыболовство;

3) любительское и спортивное рыболовство, кроме случаев, установленных Положением о заповеднике "Юганский";

4) нахождение с орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, с огнестрельным, пневматическим и метательным оружием, капканами и другими орудиями охоты, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде на дорогах общего пользования, а также с продукцией добывания объектов животного мира и орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, кроме случаев, связанных с осуществлением спортивного и любительского рыболовства в соответствии с Положением о заповеднике "Юганский";

5) разведка и добыча полезных ископаемых;

6) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, выходов минералов и геологических обнажений;

7) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима земель;

8) рубка леса, за исключением прочих рубок, осуществляемых в установленном порядке, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных Положением о заповеднике "Юганский";

9) сенокошение, пастьба скота, распашка земель, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром за исключением случаев, предусмотренных Положением о заповеднике "Юганский";

10) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в том числе линейных сооружений, не связанных с выполнением задач и функционированием заповедника;

11) взрывные работы;

12) пускание палов и выжигание растительности;

13) сплав древесины по водотокам и водоемам;

14) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также для садоводства и огородничества;

15) интродукция объектов животного и растительного мира в целях их акклиматизации, биотехнические мероприятия;

16) применение ядохимикатов, минеральных удобрений и химических средств защиты растений и стимуляторов роста, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

17) загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

18) нахождение на территории, проезд через неё, стоянка автомототранспортных средств вне дорог общего пользования (участок реки Малый Юган, от устья реки Вуяяны до восточной границы заповедника) и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянка судов и иных плавучих средств вне специально предусмотренных для этого мест (кроме случаев, связанных с функционированием заповедника);

19) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме осуществляемого в рамках научно-исследовательской деятельности заповедника, предусмотренной тематикой и планами научных исследований Учреждения;

20) нахождение с собаками (за исключением используемых при проведении мероприятий по охране природных комплексов и объектов), содержание собак без привязи, нагонка и натаска собак;

21) пролет самолетов и вертолетов ниже 500 метров над территорией заповедника без согласования с Учреждением или Минприроды России, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

22) действия, ведущие к беспокойству диких животных, а также их кормление посетителями;

23) уничтожение и повреждение аншлагов, шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, строений на территории заповедника, а также имущества Учреждения;

24) иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

гос.инспектор

 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставлены следующие права:

1. Осуществлять доставление (принудительное препровождение) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте), в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст.27.2. КоАП).

2. Проводить личный досмотр и досмотр вещей (ст.27.7. КоАП):

3. Осуществлять досмотр транспортного средства (ст.27.9. КоАП):

4. Производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст.27.8. КоАП):

5. Производить изъятие вещей и документов (ст.27.10 КоАП)

6. Производить арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст.27.14. КоАП), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения.

7. Составлять протоколы об административных правонарушениях (ст.28.3 КоАП):
- предусмотренных ст.8.39 КоАП - нарушения режима или иных правил охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;
- предусмотренных ч.1 ст.19.4. КоАП - неповиновение законному распоряжению лица, осуществляющего государственный контроль;
- предусмотренных ч.1 ст.19.5. КоАП - невыполнение законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный контроль;
- предусмотренных ст.19.7. КоАП - непредставление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом.

8. Выносить определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного правонарушения (ст.28.7 КоАП).

9. Проверять (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»): разрешения на право пребывания на территориях заповедников и национальных парков у лиц, находящихся на этих территориях; документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на территориях заповедников и национальных парков и их охранных зон.

10. Задерживать на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

11. Беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях заповедников, национальных парков, их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

12. При исполнении служебных обязанностей (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»):
- применять в установленном порядке специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак;
- носить, хранить и применять служебное огнестрельное оружие, а также разрешенное в качестве служебного оружия гражданское оруже самообороны и охотничье огнестрельное оружие (ст.14 406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ ООПТ»)

13. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленными законодательством Российской Федерации правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (государственных лесных инспекторов), федеральный государственный охотничий надзор (государственных охотничьих инспекторов), федеральный государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. (ст.14 406-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ ООПТ»)

 

Права должностных лиц государственной лесной охраны предусмотрены статьей 77 Лесного кодекса Российской Федерации и Положением о государственной лесной охране Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 г. № 150.

Права государственных охотничьих инспекторов установлены Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 29 "О федеральном государственном охотничьем надзоре"

 

Права должностных лиц (государственных инспекторов) других федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды установлены
статьей 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, позволяющей инспекторам по охране территорий:

- посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности не-зависимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (при этом требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом);

статьей 31 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, в том числе производить остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции, в том числе и во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки.

Помимо вышеперечисленных прав, главным государственным инспекторам по охране территорий заповедников и национальных парков и их заместителям предоставлено право:

14. Рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 23.25. КоАП), предусмотренных ст.8.39. КоАП (нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях).

15. Предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

16. Запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон (ст.34 ФЗ «Об ООПТ»).

17. Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.